Научно-практический семинар 

«Психоаналитические теории развития личности»

 

Программа

1. Теория психоанализа З.Фрейда. Структура психического аппарата. Понятие бессознательного. Вытеснение и другие защитные механизмы. Теория влечений. Стадии психосексуального развития. Инфантильный невроз. Эдипов комплекс. Психоаналитический подход к изучению ребенка в начале ХХ века. «Маленький Ганс» и протопсихоанализ ребенка.

 

2. Концепция линий развития А.Фрейд. Эго и защитные механизмы. Амнезия событий раннего детства. Эмоциональное развитие ребенка. Инстинкты раннего детства. Забота и воспитание. Роль социального окружения в развитии ребенка.

 

3. Теория объектных отношений М.Кляйн. Механизмы защиты раннего возраста: расщепление, проекция, интроекция, проективная идентификация. Ранние стадии Эдипова комплекса. Техника детского анализа.

 

4. Теория привязанности Дж. Боулби Психоанализ и уход за ребенком. Этологический подход к исследованию развития ребенка. Влияние на поведение разрыва эмоциональной связи. Печаль и траур в детстве. Создание и разрушение эмоциональных связей.

 

5. Переходные объекты и переходные феномены Д.В. Винникотта. Внутренняя реальность в противоположность фантазированию. Отпереходного объекта к использованию объекта. Регрессия и игра в клинической среде. Понятие истинной и ложной самости.

 

6. Роль отношений мать-дитя в развитии младенца в исследованиях Р.Шпица. Процесс развития на первом году жизни. Аффекты, перцепция и коммуникация. Роль и эволюция инстинктивных влечений. Организаторы психического развития. Критические периоды. Точки фиксации. Патология объектных отношений. Поведение депревированных детей. Последствия утраты объекта.

 

7. Теория сепарации-индивидуации и формирование идентичности М. Малер. Фаза нормального аутизма. Симбиотическая фаза. Сепарация-индивидуация. Развитие у младенцев способности горевать. Роль отца в развитии привязанности и сепарации.

 

8. Э. Эриксон и эпигенетическая теория развития личности. Биологические основы психоаналитической теории. Этнографические исследования. Детская игра и развитие Я. Восемь стадий развития человека. Индивид и социальные структуры. 

 

9. Ф. Дольто: психоанализ и воспитание. Роль сексуальности в развитии личности. Кризисы детства. Важность фаллического периода в патогении неврозов.

 

10. Теория мышления У.Биона и новые техники детского анализа. Модель контейнера-контейнируемого. Альфа-функция матери и бета-элементы.

 

11. Основы семейногоконсультирования:принципы и формы работы.Психоаналитический подход в работе с родителями, семейные дисбалансы. Роль родителей в психотерапии ребенка. Семейные проекции и эмоциональные разрывы. Межпоколенческая передача. Сиблинговая позиция. Триангуляция, ее виды. Методологические принципы системной семейной психотерапии. Виды дисфункциональных семей. Геносоциограмма.

 

12. Клиника детского возраста Детские страхи и защиты. Суицидальное поведение у детей и подростков. Травма в детском возрасте. Посттравматические невротические симптомы и развитие характера.

 

Практическая часть. Устройство психотерапевтического кабинета. Психологический инвентарь: игры, игрушки, развивающие пособия.

 

Особенности и необходимые условия психотерапии детей. Установление контакта, границы контакта. Проективная диагностика. Краткосрочная и долгосрочная терапия.

 

Понятие сеттинга. Правила и ограничения. Анализ способов самовыражения ребенка. Виды психотерапевтических вмешательств. Техника активного слушания, прояснение, конфронтация, интерпретация. Сопротивление, перенос, контрперенос.

 

Структура первичного интервью. Психоаналитическая диагностика. Формулирование запроса. Показания и противопоказания для психотерапии. Психотерапевтический контракт. Стадии психотерапии. Типы завершения психотерапевтической работы.

Семинар ведет: Каплина Елена Викторовна.